Храм Нефритового Будды был основан в 1882 году. Тогда некий монах по имени Хуигень из Храма Путошань в провинции Чжэцзян проделал в Индию тот немыслимый путь, что и танский монах Сюаньцзан (Легенда о последнем фантастически изображена в китайском классическом романе «Путешествие на запад»). На обратном пути он проездом был в Бирме и оттуда привез на Родину пять статуй нефритового Будды. Две из них Хуигень посвятил храму, сооруженному им в Шанхае на собранные с верующих подаяния. Так произошло название «Храм нефритового Будды». Спустя несколько десятков лет, во время войны, храм сгорел. В 1918 году было начато восстановление храма на нынешнем месте в архитектурном стиле Сунской династии, которое было завершено лишь через 10 лет. Храм нефритового Будды невелик, но монументален. В нем расположены Зал Небесных Владык, Зал Великого Мудреца, Дом Нефритового Будды, залы созерцания внутреннего бытия, залы чтения сутры и корпус келий. Все китайские буддийские храмы разделяются на три типа: храм созерцания, храм проповедования и храм соблюдения заповедей. Храм нефритового Будды относится к первому типу.
Храм открывается Залом Небесных Владык, Надо входов в зал висит доска с позолоченными иероглифами, воспевающими четырех небесных Владык: «Могущественны в защите страны и милосердны в покровительстве всем существам». В центре зала помещается статую Будды Майтрея. Вечно широкая улыбка на его лице так приветлива и заразительна, что любой посетитель, войдя в зал, сразу забывает о своих неприятностях. Парные надписи около статуи гласят: «Терпит все на белом свете нестерпимое, смеется над всеми существами смешными». Позади него, спиной к спине, стоит статуя Шканды, По буддийским преданиям, каждому небесному владыке подчиняются восемь божеств-генералов. Их всего тридцать два при четырех владыках. Шканда служит у владыки Юга и считается первым из них. По обеим сторонам зала расположены статуи небесных владык, или четырех Ваджер. Первый слева, в белом облачении с пипой в руке – Владыка Востока, Дритараштра, хранитель страны. Стоя на страже буддизма, он охраняет все страны света и развлекает будд музыкой. Второй слева, в синем облачении, с мечом в руке – Владыка Юга, Вирудхака, проповедник милосердия и защитник буддийского учения. Первый справа, в красном облачении – Владыка Запада, Вирупакса, всевидящий. В правой руке у него скрученное шелковое полотно, напоминающее змею. Этим полотном он переводит все существа на обетованную землю. Второй справа, в зеленом облачении, с зонтом в руках – Владыка Севера, Дханада, всеслышащий. Он приносит всем существам благоденствие.
Когда Будда отправляется в поездку, он следует за ним, держа над ним раскрытый зонт. Этот зонт является и магическим оружием. При его раскрытии у противника закружится голова, а при закрытии тот будет, втянут в него, и попадет в плен. На площадке перед Залом Великого Мудреца под открытым небом стоит бронзовый треножник. Это буддийское культовое приспособление для сжигания ароматических свечей. В буддизме, как и в других религиях мира, культ имеет свои внешние формы: воскурение ароматических свечей, возложение на алтарь храмов приношений, поклонение статуям Будды и других божеств, паломничество к святым местам и прочее. Этот треножник был отлит в 1922 году, с именами спонсоров. Его высота – 4,8 м., диаметр – 1,75м. Скульптурная алтарная композиция Зала Великого Мудреца типична для всех буддийских храмов. Почти в середине зала в один ряд установлены статуи трех Будд: в центре Шакьямуни, основатель буддизма, справа Исцелитель, слева Амитабха. Высота статуй достигает 4 м., лотосового трона – 2, 42м., ореола – 7м. Шакьямуни, Сиддхарта Гаутама, жил с 565 по 485 г. до новой эры. Он происходил из царской семьи рода Гаутамы племени шакьев, обитающего в северной Индии на южной границе современного Непала. По его учению бытие – это страдания в желании. Путь, ведущий к освобождению, существует в преобразовании психики и психофизиологии личности. Освобождение или нирвана есть состояние совершенной не связанности с внешним миром и в самоуглубленности. Исцелитель управляет Восточным световым краем. Он вращает драхмы, что символизирует неустанное проповедование буддизма и избавление верующих от зол и неприятностей. Амитабха ведает Западным обетованным краем. У него в руке лотосовый трон на золотом подножии, которым он перевозит все существа в обетованный край. По обеим сторонам зала стоят, наклоняясь вперед, двадцать божеств и прислушиваются к Шакьямуни. Вызывает восхищение расположенное в задней части зала скульптурное изображение горы Сумеру, где, по преданиям, обитают буддийские боги. На переднем плане статуя Бодхисаттвы Авалокитешвара, или по-китайски – Гуаньинь. Он славится абсолютным милосердием и оказывает помощь всем, кто нуждается в ней. У него 33 ипостаси, а воплощен он в женской фигуре. По преданиям он достиг высшей святости раньше, чем Шакьямуни, но впоследствии отказался от нее ради спасения всех существ. Над головой Гуаньиня представлена отшельническая жизнь Шакьямуни в лесу. С правой стороны обезьяна кормит его персиком, с левой – олень поит его водой. С обеих сторон Гуаньиня стоят его ученики – Шудхана и внучка Царя драконов. На синем льве сидит Бодхисаттва мудрости Маньджушри. На белом слоне – Бодхисаттва справедливости Шамантабхара. Внизу 18 архатов, учеников Будды, проповедующих личное совершенствование.
В Зале лежащего Будды царит торжественная тишина. Статуя длинной в 96 сантиметров воспроизводит предсмертную позу Шакьямуни. На стенах зала висит 4 картины, изображающие жизнь Шаьямуни. первая в 29 лет Шакьямуни оставил семью и дом отца. Вторая: после семилетних скитаний, аскетических подвигов и размышлений, Шакьямуни просветлел под древом бодхи. Третья: Шакьямуни проповедует свое учение. Четвертая: в 80 лет Шакьямуни погрузился в нирвану. Рядом Зал буддийского искусства. Здесь экспонированы шедевры буддийского искусства, создаваемые в течение нескольких столетий. Резьба по камфорному дереву «Гора Сумеру» принадлежит к произведениям Цинской династии (1644-1911 гг.). История статуи Бодхисаттвы Гуаньинь из финикового дерева восходит к 15 веку или к еще более раннему периоду. Удивительным национальным колоритом отличаются ширмы с камфорными гравюрами по сюжетам романа «Путешествие на Запад». Архитектурный ансамбль Храма завершает Дом нефритового Будды. Это двухэтажное строение одновременно служит и хранилищем сутры, которое подобает знаменитому храму. Нефритовый Будда в сидящем положении – памятник буддийской скульптуры. Превосходно его неповторимо живое, нежно-покровительственное выражение лица. Высеченная из цельной одноцветной нефритовой глыбы, статуя имеет высоту в 1,92 м. И ширину в 1,34 м. Все драгоценные камни на ней, включая крупный рубин во лбу Будды – пожертвования последователей буддизма. В шкафах вдоль стен хранятся 7240 томов буддийской литературы, в том числе сутра «Дацзанцзян», напечатанная в 1870 году. На территории Храма нефритового Будды н находится Буддийское училище. Буддизм, как одна из трех мировых религий наряду с христианством и исламом, изучается здесь основательно.